Виталий Сергеевич Губаренко

Биография

vitalij-gubarenko

Губаренко Виталий Сергеевич (13.06.1934, Харьков – 5.05.2000, Киев) – композитор. Лауреат Государственной премии УССР им. Т.Г.Шевченко (1984), народный артист Украины (1993).

Закончил как композитор Харьковское музыкальное училище в 1955 году, а затем Харьковскую консерваторию по классу профессора Д.Клебанова в 1960 году. Первые публичные концерты с исполнением его сочинений проходили уже в годы обучения в консерватории. Еще в студенческие годы начал работать преподавателем теории музыки детской музыкальной школы, а затем музыкальным редактором Харьковского областного радио. В 1961году начал преподавательскую работу на кафедре теории музыки и композиции Харьковского института искусств, вел курсы сольфеджио, гармонии, инструментовки, сочинения. Также вел класс композиции в Харьковском музыкальном училище. В 1961 году стал членом Союза композиторов СССР. В 1967 году широкий резонанс имела его первая опера «Гибель эскадры», поставленная одновременно в театрах Киева, Одессы, Новосибирска. В 1972 году оставил преподавание и перешел на творческую работу. С 1985 – жил и работал в Киеве. Театральные произведения Губаренко ставились на сценах ведущих театров, в том числе в Киеве, Москве, Петербурге, Перми, Одессе, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Ашхабаде, в болгарском городе Русе. Его музыка звучала во всех республиках бывшего Советского Союза, а также в Болгарии, Германии, Польше. Сведения о нем и его творчестве содержатся в самых известных немецких и английских музыкальных энциклопедиях. Произведения Виталия Губаренко постоянно звучат на ведущих музыкальных фестивалях Киев-Музык-Фест, Премьеры сезона, Харьковские ассамблеи. Их исполняют самые известные украинские дирижеры и солисты. Произведения В.Губаренко записаны в фонд Украинского радио, на пластинки и компакт-диски.

Главными сферами приложения творческих сил Виталия Губаренко были произведения для музыкального театра и жанры симфонической музыки. В своем симфоническом творчестве он экспериментировал с инструментальными составами, предложил собственный подход к жанру камерной симфонии с солирующими струнными инструментами, написал цикл небольших по масштабам концертных пьес для солирующих деревянных духовых инструментов с оркестром. Для его симфонического письма характерны контрасты напряженной экспрессии и лиризма, масштабности форм и камерности. Тяготение к рельефному тематизму, основанному на свободной трансформации фольклорных и бытовых жанров, сочетается в его симфонических произведениях с детальной разработкой красочной оркестровой фактуры, с ее насыщенностью сложными полифоническими приемами.

В. Губаренко занял в украинской музыке лидирующее положение как оперный композитор. Объединенная сквозным симфоническим развитием оркестровая партия уравновешивается в его операх такой же важной ролью вокальной стороны. Вокальный стиль основан на внимании к слову и речевой интонации, на сочетании гибкой декламационности и возникающих в кульминационных моментах мелодических обобщений. В каждом произведении для сцены композитор прибегал к нетрадиционным решениям, используя новации музыкального театра ХХ века. Сквозные сцены с участием одного или двух персонажей соединяют симфонические или хоровые интерлюдии, рассказ о событиях переплетается с их воспроизведением, время движется линейно и вспять. Композитор самостоятельно разрабатывал жанры «оперы в письмах», «оперы-балета», «оперы-оратории», оперы в виде монологов героини, словно бы всплывающих в памяти свидетеля ее трагической смерти. Оперы В. Губаренко ставились во многих театрах Украины и России. Он стал одним из первооткрывателей жанров оперы-симфонии и балета-симфонии, предназначенных и для театра, и для концертной эстрады. По числу и географии исполнений наибольший успех выпал на долю его монооперы «Письма любви» («Нежность» в театральных версиях).