Марина Романовна Черкашина-Губаренко

Публикации

marina-gubarenko

МОНОГРАФІЇ
1.    Опера ХХ століття : нариси. – Київ, 1981. – 208 с.
2.    Александр Николаевич Серов. – Москва, 1985. – 162 с.
3.    Историческая опера эпохи романтизма. – Киев, 1986. – 182 с.
4.    Історія опери: Західна Європа ХVІI–ХІХ століття : навчальний посібник / за ред. М. Р. Черкашиної. – Київ, 1998. – 384 с. [у співавторстві з І. Л. Івановою та Г. В. Куколь].
5.    Творчі дебюти Жанни Колодуб. – Київ, 1999. – 24 с.
6.    Музика і театр на перехресті епох : збірник статей : у 2 т. – Київ, 2002 – Т. 1. – 184 с.; Т. 2. – 208 с.
7.    Сучасний оперний театр і проблеми оперознавства : збірник статей // Редактор-упорядник М. Р. Черкашина-Губаренко // Марині Романівні Черкашиній-Губаренко присвячується // Науковий вісник Національної музичної академії України ім.. П. І. Чайковського, вип. 89.– Київ, 2010 – 752 с.
8.    Оперный театр в пространстве меняющегося мира. Страницы оперной истории в картинках и лицах : монография / Марина Черкашина-Губаренко – Киев. 2013. – 468 с.
9.    Оперний театр у мінливому часопросторі / Марина Черкашина-Губаренко – видавництво «Акта». 2015. – 392 с.
СТАТТІ У ЗБІРНИКАХ НАУКОВИХ ПРАЦЬ
1.    Дмитро Клебанов // Українське музикознавство. – Вип. 3. – Київ, 1968.
2.    Современная психологическая опера. (О некоторых тенденциях развития жанра) // Вопросы искусствознания. Научные и методические записки ХИИ. – Харьков, 1969. – С. 168–183.
3.    «Гравець» Прокоф’єва і традиції сучасної психологічної драми // Сучасна музика. – Вип. 1. – Київ, 1973.
4.    На пути к социальной трагедии. (О некоторых тенденциях развития современной психологической драмы) // Проблемы музыкальной науки. – Вып. 2. – Москва, 1973.
5.    «Игрок» Прокофьева // Из истории русской и советской музыки. – Вып. 2. – Москва, 1976.
6.    Барометр «песенной погоды» // Песня и время. – Москва, 1976.
7.    «Воццек» А. Берга // Музыкальный современ¬ник. – Вып. 2. – Москва, 1977. – С. 206–243.
8.    «Мёртвые души» в партитуре и на оперной сцене // Музыка России. – Вып. 3. – Москва, 1980.
9.    Національно-патріотична тема в оперній творчості Россіні // Українське музикознавство. – Вип. 16. – Київ, 1981. – С. 129–141.
10.    Про інтерпретацію класики. (З досвіду двох сучасних втілень опери М. І. Глінки «Іван Сусанін») // Театральна культура. – Вип. 7. – Київ, 1981.
11.    Прокофьев С. // Украинская советская энцикло¬педия. – Т. 9. – Киев, 1983.
12.    Советская историко-революционная опера – дви¬же¬ние во времени. (По следам оперных дискуссий 30 х годов) // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. – Москва, 1982.
13.    Советская опера вчера и сегодня: проблемы интер¬претации современной темы // Музыкальное искусство и формирование нового человека. – Киев, 1982.
14.    Жанр исторической оперы в первой половине ХІХ века // Музыкальный театр: драматургия и жанры. – Москва, 1983.
15.    Родион Щедрин. Эскизы к портрету // Музы¬кальный современник. – Вып. 4. – Москва, 1983. – С. 5–39.
16.    Западноевропейская опера между классицизмом и романтизмом. На подступах к историческому жанру // Проблемы музыкальной науки. – Вып. 6. – Москва, 1985.
17.    Поэтика музыкальных жанров и музыкально-исторический процесс // Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования. – Киев, 1988.
18.    «Орлеанська діва» Чайковського і велика істо¬рич¬на опера // П. І. Чайковський та Україна. – Київ, 1991.
19.    Gogol and Leskov in Shostakovich’s Interpretation // International Journal of Musicology. – V. 1. – Peter Land, 1992.
20.    Prokofyew und die Oper des 20 Yahrhundert // Bericht über das Internationale symposion «Sergey Prokofyew – Aspekte seines Werkes und der Biographi». – Koln: Gustav Basse Verlag Regensburg, 1992.
21.    Россини-комедиограф и проблемы эволюции итальян¬¬ской оперы-буффа // Джоаккино Россини: современ¬ные аспекты исследования творческого наследия / Под ред. М. Р. Черкаши¬ной. – Киев, 1993.
22.    Дж. Мейербер и русская оперная культура 30–70 х гг. ХХ в. // Музыка Западной Европы ХVII – ХІХ в. – Сумы, 1994.
23.    Tchaikovsky – The Maid of Orleans // The Problem of the Genre and the specific Treatment of the subject: International Journal of Musicology. – V. 3. – Peter Land, 1994.
24.    Проблемы соотношения слова, музыки и действия в современной украинской опере (на примере оперного творчества В. С. Губаренко) // Українська музична культура ХХ століття. – Суми, 1996. – С. 3–21.
25.    Ukraine. Music Theatre. Training // The world Encyclopedia of contemporary Theatre. – V. I. Europe. – Routledge. London and New York. – P. 880–884; 886–887.
26.    Историческая опера как метажанр. «Коронация Поппеи» Монтеверди. «Юлий Цезарь в Египте» Генделя. «Гугеноты» Мейербера // Художественные жанры: история, теория, трактовка. – Вып. 2. – Красноярск, 1977.
27.    История музыки – воинствующая и торжествую¬щая // Музично-історичні концепції у минулому і сучасності. – Львів, 1997. – С. 24–29.
28.    Ріхард Вагнер і український театр 20 х років // Україн¬сько-німецькі музичні зв’язки минулого і сьогодення. – Київ, 1998.
29.    Зингшпиль в наследии Шуберта // Франц Шуберт: К 200 летию со дня рождения: Материалы международной научной конференции. – Москва, 1997.
30.    Оперные маргиналии Франца Шуберта // Київське музикознавство. – Вип. 1. – Київ, 1998.
31.    Українська опера і влада // Українське музикознав¬ство. – Вип. 28 : Музична україністика у контексті світової культури. – Київ, 1998. – С. 54–63.
32.    Евангельские мотивы в творчестве Рихарда Вагнера // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – Вип. 4 : Музика і Біблія. – Київ, 1999. – С. 159–166.
33.    Ах, Нина, Ниночка // Науковий вісник Національ¬ної музичної академії України ім. П. І. Чайковського. – Вип. 6 : Musicae Ars et Scientia : книга на честь 70 річчя Н. О. Герасимової-Персидської. – Київ, 1999.
34.    Двадцать четыре тысячи три дня композитора Марка Кармин¬ского // Воспоминания о Марке Карминском. – Харьков, 2000.
35.    Фрідріх Ніцше – філософ і музикант // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – Вип. 12 : Історія музики в минулому і сучасності. – Київ, 2000. – С. 228–240.
36.    Фаустианская модель и архетипы бессознательного в опере ХІХ века // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – Вип. 13 : Чотири століття опери. Оперні школи ХІХ – ХХ ст. – Київ, 2000.
37.    Meyerbeer und die russische Oper des 19.Jahrhunderts // Meyerbeer und das europäische Musiktheater / hrsg. von Sieghart Döring und Arnold Jacobshagen. – Laaber: Laaber-Verl., 1998.
38.    Мефистофель на подмостках русского оперного музыкального театра и образ Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – Вип. 7 : Музикознавство: з ХХ у ХХІ століття. – Київ, 2000; Вид. 2: Київське музикознавство : збірка статей. – Вип. 6. – Київ, 2001.
39.    Верди-флотилия на берегах Днепра // Отражения музыкального театра : сборник статей и материалов к юбилею Л. Г. Данько. – Кн. 2. – Санкт-Петербург, 2001.
40.    Портрет по памяти на границе времени и пространства // Отражения музыкального театра : сборник статей и материалов к юбилею Л. Г. Данько. – Кн. 2. – Санкт-Петербург, 2001.
41.    Чотири пори життя видатної артистки (До 100 річчя від дня народження В. М. Чистякової) // 2000: Альманах: Науково-теоретичні праці та публіцистика / Академія мистецтв України / головн. наук. ред. І. Д. Безгін. – Вип. 3. – Київ, 2002.
42.    Творчество Глинки в европейском контексте // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць. – Вип. 10. – Київ, 2002.
43.    Симфонія життя і смерті Оксани Петрусенко // Культурологічні проблеми української музики (Наукові дискурси пам’яті академіка І. Ф. Ляшенка). – Київ: НМАУ ім. П. І. Чайковського, 2002.
44.    Poesje Adama Mickewicza w twórczósci kompozytórow ukraińskich // Muzyka i liryka 10 / Pieśń polska rekonesans. Odrębności i pokrewieństwa. Inspiracje i echa. – Akademia Muzyczna w Krakowie, 2002.
45.    «От народной песни до додекафонной техники» // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862–2002 : материалы международной научной сессии, посвященной 140 летию Консерватории (17–19 сентября 2002 г.). – Санкт-Петербург, 2002. – С. 92–96.
46.    Музичний театр Віталія Губаренка – історичний контекст, риси драматургії // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – Вип. 32. – Книга 4 : Віталій Губаренко: Сторінки творчості. Статті, дослідження, спогади / До 90-річчя Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – Київ, 2003. – С. 5–33.
47.    О чём нам расскажут оперные сюжеты: триста¬новские мотивы «Евгения Онегина» // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайков¬ського. – Вип. 28 : Семантичні аспекти слова у музичному творі / До 90 річчя Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – Київ, 2003. – С. 120–126.
48.    Опери Віталія Губаренка на львівській сцені // Musica Galiciana. – Kultura muzyczna Galiciji w kontekście stosunków polsko-ukraińskich (od doby piastowsko-książęcej do roku 1945). – Tom VII pośwęcony 225-leciu teatru muzycznego we Lwowie (1776–2001) / Pod redakcją Leszka Mazepy. – Rzeszów 2003. – C. 231–238.
49.    Злободневное и непреходящее в сценической интер¬претации «Юлия Цезаря в Египте» Г. Ф. Генделя // Восток – Запад: Культура и цивилизация : материалы международного музыковедческого семинара и научно-практической конференции 2003 года. – Одесса: Астропринт, 2004.
50.    Опера барокко: полифонический тип мышления и место музыки в синтезе искусств // Трансформація музичної освіти і культури в Україні : матеріали науково-творчої конференції, присвяченої 90 річному ювілею з дня заснування Одеської державної музичної академії імені А. В. Нєждано¬вої. – Одеса: Друкарський дім, 2004. – С. 8–19.
51.    Опера и греческий миф и опера как миф: две версии сюжета об Орфее // Київське музикознавство. Куль¬тура та мистецтвознавство : збірка статей. – Вип. 15. – Київ, 2004. – С. 109–116. Вид. 2: Материалы Международной научно-практической конференции «III Серебряковские стения», – Кн. 1. Музыковедение, философия искусства / редкол.: Е. В. Смагина и др. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 85–93.
52.    Прошлое – настоящее – будущее в мифоло¬ги¬ческой концепции «Руслана и Людмилы» // Науковий вісник Національної музичної академії імені П. І. Чайковського : збірник статей. – Вип. 33 : Музика у просторі культури. – Київ, 2004. – С. 149–159.
53.    Вагнер в Мюнхене и в Байройте // Времён связу¬ющая нить. Сборник посвящён юбилею профессора Э. С. Ба¬рутчевой. – Санкт-Петербург, 2004. – С. 101–105.
54.    Евангельские мотивы в творчестве Рихарда Вагнера // Библейские образы в музыке : сборник статей. – Санкт-Петербург, 2004. – С. 85–92.
55.    Оперы Генделя в теории и практике современного театра // Науковий вісник Національної музичної академії імені П. І. Чайковського : збірник статей. – Вип. 1 : Художня культура. Актуальні проблеми. – Київ, 2004. – С. 57–68.
56.    Вагнеровский фестиваль в Байройте: страницы истории // Київське мистецтвознавство. Культурологія та мистецтвознавство: Збірка статей. – Вип. 18. – Київ, 2005. – С. 107–122. // Материалы международной научно-практи¬ческой конференции «IV  Серебряковские чтения». – Кн. 1. Музыковедение, философия искусства / Редкол.: Е. В. Сма¬гина и др. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 27–55.
57.    Злободневное и непреходящее в сценической интерпретации «Юлия Цезаря в Египте» Г. Ф. Генделя // Thësauros: Сборник научных статей. – Красноярск, 2005. – С. 26–36.
58.    О некоторых современных тенденциях европей¬ского музыкального театра (на примере Баварской национальной оперы) // Науковий вісник Національної музичної академії імені П. І. Чайковського : збірник статей. – Вип. 43. – Кн. 2 : Українська та світова музична культура: сучасний погляд. – Київ, 2005. – С. 105–117.
59.    «Ни одна встреча не бывает случайной…» // С. Рахманинов на переломе столетий. – Вып. 2. – Харьков, 2005. – С. 22–31.
60.    «Евгений Онегин» Чайковского на фестивале Экс-ан-Прованс // С. Рахманинов на переломе столетий. Культура Украины в контексте европейской культуры. – Вып. 3 / Редактор Л. Н. Трубникова. – Харьков, 2006. – С. 48–52.
61.    Диалог смыслов в современной интерпретации оперы барокко // Науковий вісник Національної музичної академії імені П. Чайковського : збірник статей. – Вип. 59 : Смислові засади музичної творчості. – Київ, 2006. – С. 11–17.
62.    «Руслан и Людмила» в эстетике современного оперного театра // М. И. Глинка. К 200 летию со дня рождения: Материалы международных научной конференции : в 2 т. – Т. 2 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Рим¬ского-Корсакова / отв. ред. И. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. – Москва : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2006. – С. 196–204.
63.    Балет «Анна Каренина»: тридцать лет спустя // Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии : сборник рецензий, исследований и материалов / ред.-сост. Е. С. Вла¬сова. – Москва: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2007. – С. 394–404.
64.    Валентина Чистякові – муза, легенда, міф // Курбасів¬ські читання: Науковий вісник Національного центру театрального мистецтва імені Леся Курбаса. – № 2. До 120 річчя від дня народження Леся Курбаса: історія, теорія, критика / ред.-упоряд. В. Собіянський, Т. Бойко.  – Київ: НЦТМ ім. Леся Курбаса. – 2007. – С. 243–251.
65.    Листая страницы ушедших годов // С. Рахманінов: на зламі століть. Взаємодія культур в умовах глобалізації світу : збірка матеріалів Міжнародного симпозіуму. – Вип. 4 / ред.-укладач Л. М. Трубнікова. – Харків, 2007. – С. 47–54.
66.    Музыкальный театр А. Шёнберга и А. Берга и его влияние на украинский театр 1910–1920 х годов // Мистецтво: «від існуючого до виникаючого». Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти : збірка наукових праць. – Вип. 20. – Харків, 2007. – С. 229–241.
67.    История музыки в современных дискурсах // Науковий вісник Національної музичної академії імені П. І. Чайковського : збірник статей. – Вип. 73 : Музична творчість та наука в історичному просторі. – Київ, 2008. – С. 3–8.
68.    Оперный театр в Европе. ХХІ век // Науковий вісник Національної музичної академії імені П. І. Чайковського : збірник статей. – Вип. 68 : Музика в просторі сучасності: друга половина ХХ – початок ХХІ ст. – Київ, 2007. – С. 171–177.
69.    «Леди Макбет Мценского уезда» или «Катерина Измайлова»? (по следам старых и новых дискуссий) // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – Вип. 66 : Шостакович та ХХІ століття. – Київ, 2007. – С. 154–165.
70.    Оперный театр С. Прокофьева и «совершенно бессмертный» «Фауст» Ш. Гуно. – Келдышевские чтения – 2008. К 95 летию со дня рождения И. В. Нестьева. Доклады, сообщения, статьи / сост. Н. Г. Шахназарова, ред. С. К. Лащен¬ко. – Москва : ЛЕНАНД, 2008. – С. 57–67.
71.    Опера І. Стравінського «The Rake’s progress» у сучасних сценічних інтерпретаціях // Музикознавчі студії : зб. наук. пр. – Вип. 2 : Ігор Стравінський: дискурс творчості (до 125 річчя з дня народження) / уклад. та упоряд. О. І. Коменда. – Луцьк : РВВ «Вежа» Волинського національного університету імені Лесі Українки, 2008. – С. 42–52.
72.    Як балет став театром танцю // Науковий вісник / НЦТМ ім. Леся Курбаса. – № 4 : Курбасівські читання: Діалог Культури і Політики. – Київ, 2009. – С. 228–241.
73.    «Вагнерівські університети» Сергія Прокоф’єва // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чай¬ковського, збірник наукових статей. – Вип. 80 : Наука про музику сьогодні: проблеми та перспективи. – Київ, 2009. – С. 233–243.
74.    Дирижёр Иван Шпиллер в зеркале писем // Наследие: Русская музыка – мировая культура. – Вып. 1 : сборник статей, материалов, писем и воспоминаний / сост., ред. и коммент. Е. С. Власовой, Е. Г. Сорокиной. – Москва : Научно-издательский цент «Московская консерватория», 2009. – С. 578–589.
75.    Классические оперные шедевры и парадоксы «режиссерского театра» / Оперный театр: вчера, сегодня, завтра : сборник статей // Ред.-сост. А. М, Цукер. – Ростов н/Д  Издательство РГК им. С.В Рахманинова, 2010. – С. 40–54.
76.    Мучениця нашого часу / Сучасний оперний театр і проблеми озерознавства : збірник статей / Редактор-упорядник М. Р. Черкашина-Губаренко // Марині Романівні Черкашиній-Губаренко присвячується // Науковий вісник Національної музичної академії України ім.. П. І. Чайковського, вип. 89 – Київ, 2010 – С. 163–177.
77.    Режисер-постановник і автор-інтерпретатор у сучасному балетному театрі // Науковий вісник Національної музичної академії України ім.. П. І. Чайковського, вип. 95 – Київ, 2011 – С. 26–34.
78.    Вначале была музыка / Світ музикознавства: стратегії, дискурси, сюжети. Олені Сергіївні Зінькевич присвячується // Науковий вісник Національної музичної академії України ім.. П. І. Чайковського, вип. 98 – Київ, 2011 – С. 408-428.
79.    Оперный театр в пространстве меняющегося мира / Аспекти історичного музикознавства-V  : збірник наукових статей / Музика у співдружності мистецтв та філософсько-естетична думка – Харків, 2012 – С. 68-78.
80.    Классические оперные шедевры и парадоксы «режиссерского театра» / Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник ОДМА імені В.В. Нежданової, вип.14 – Одеса, 2011 – С. 9-19.
81.    Оперы Джузеппе Верди на фестивале в Мюнхене и в городе Моцарта / Критика. Музыкознание. Современные аспекты : Статьи и материалы Международной научной конференции к ХХХV- летию Кафедры музыкальной критики (10-12 ноября 2011). –
СПб. : Нестор-История. 2012. – С. 298-316.
82.    Слово, музыка, действие в украинской опере ХХ века / Ручьевская Екатерина Александровна. К 90-летию со дня рождения : Сборник статей / Отв. Ред. Л. П. Иванова. – СПб. : Композитор-Санкт-Петербург, 2012. – С. 61-78.
83.    М. Старицький «Талан» / Український театр ХХ століття. Антологія вистав // За аг. редакцією М.Гринишиної: Ін-т проблем сучасного мист-ва НАМ України. – К. : Фенікс, 2012. – 515-528
84.    Відповідальність, відданість справі, кохання / Музична україністика: сучасний вимір : збірник наукових статей. Вип. 6  :пам’яті доктора мистецтвознавства, професора, заслуженого діяча мистецтв України Миколи Гордійчука // НАН України, ІМФЕ ім.. М.Т. Рильського, – К. : ІМФЕ, 2011. – С. 475-481
85.    Фестиваль для элиты, искусство – для всех / Київське музикознавство - Kiewer Beiträge zur Musikwissenschaft - Музикознавство у діалозі - Musikwissenschaft im dialog  //Збірка статей Випуск 45. – Київ-Dússeldorf, 2013. – С. 111-123.

СТАТТІ В ЖУРНАЛАХ
1.    Шевченко и музыка // Музыкальная жизнь. – 1961. – № 4.
2.    Молодые композиторы Харькова // Музыкальная жизнь. – 1961. – № 24 [у співавторстві з Т. Краснополь¬ською].
3.    «Кобзарь» Шевченко и украинская музыка // Музыкальная жизнь. – 1964. – № 5.
4.    Голоса молодых // Советская музыка. – 1964. – № 11.
5.    «Коммунист» // Советская музыка. – 1965. – № 4 [за подписью М. Романова].
6.    Котко на родине // Советская музыка. – 1967. – № 7.
7.    Поиски после премьеры // Советская музыка. – 1968. – № 6 [за подписью М. Романова].
8.    Проблемы Казанского оперного // Советская музыка. – 1968. – № 8.
9.    Социально-психологическая трагедия // Советская музыка. – 1971. – № 6.
10.    Музично-психологічна драма ХХ сторіччя // Музика. – 1971. – № 1.
11.    Вірність традиціям // Музика. – 1972. – № 1.
12.    Вернуть былую славу // Советская музыка. – 1872. – № 9.
13.    Под знаменем добра // Советская музыка. – 1973. – № 2.
14.    Барометр «песенной погоды» // Советская музыка. – 1973. – № 5.
15.    Вихователь золотих голосів // Музика. – 1973. – № 5.
16.    Поэма о подвиге // Советская музыка. – 1974. – № 1.
17.    От «контрастной полифонии» к дуэту согласия // Советская музыка. – 1974. – № 6.
18.    Концерты съезда: мнения, оценки // Советская музыка. – 1974. – № 9.
19.    Майстерність і натхнення // Музика. – 1975. – № 1.
20.    Необычное исследование // Советская музыка. – 1975. – № 6.
21.    Рижская опера. Будни // Советская музыка. – 1978. – № 11.
22.    Четыре Сусанина. Подвиг героя-патриота в опере Глинки и современном ему искусстве. – Музыкальная жизнь. – 1979. – № 10.
23.    Гендель и театр // Советская музыка. – 1979. – № 9.
24.    «Вильгельм Телль» Россини // Музыкальная жизнь. – 1980. – № 14.
25.    Панорама картин и лиц // Советская музыка. – 1981. – № 10.
26.    Три вечера весны // Советская музыка. – 1982. – № 7.
27.    Пам’яті В. І. Сокальського // Музика. – 1983. – № 5.
28.    «Коміше опер» у Києві // Музика. – 1984. – № 2.
29.    «Севильский цирюльник» // Музыкальная жизнь. – 1984. – № 8.
30.    Образи древнього Києва у вітчизняній опері // Музика. – 1982. – № 2.
31.    Забуте ім’я // Музика. – 1982. – № 4.
32.    «Известно, сколь велика выстроенность формы у Прокофьева» // Советская музыка. – 1985. – № 4.
33.    Варшавский Большой в Москве // Советская музыка. – 1986. – № 1.
34.    Хореографічна версія літературної класики. «Війна і мир» на одеській сцені // Музика. – 1988. – № 2.
35.    «Слава нашему народу, рождающему таких художников» (К 80 летию Д. Шостаковича) // Под знаменем ленинизма. – 1986. – № 16.
36.    Театр вимагає перебудови // Музика. – 1988. – № 4.
37.    Любители оперы, отзовитесь // Советская музыка. – 1989. – № 5.
38.    Пам’яті композитора // Музика. – 1989. – № 5.
39.    Становление // Советская музыка. – 1990. – № 8.
40.    Смак, фантазія, культура (Англійська національна опера у Києві) // Музика. – 1990. – № 5.
41.    Наш земляк Сергій Прокоф’єв // Музика. – 1991. – № 4.
42.    Наполеон музыкальной эпохи: К 200 летию со дня рождения Россини. – 1992. – № 1 [в соавторстве с И. Драч].
43.    Діалог з колегою // Музика. – 1992. – № 4.
44.    Немецкий мастер как учитель Прокофьева // Музыкальная академия. – 1994. – № 3.
45.    Размышления о феномене оперы // Музыкальная академия. – 1995. – № 1.
46.    Наш Шостакович (До 90 річчя від дня народження) // Музика. – 1996. – № 5.
47.    «Набукко» Дж. Верди на киевской сцене // Зелёная лампа. – 1997. – № 1.
48.    Историческая опера как метажанр (на примере «Коронации Поппеи» Монтеверди. «Юлия Цезаря» в Египте» Генделя, «Гугенотов» Мейербера) // Музыкальная академия. – 1997. – № 1.
49.    Призрак оперы в прозе Михаила Булгакова // Музыкальная академия. – 1997. – № 2.
50.    Шостакович на Украине / «Последний музыкальный гений эпохи» // Музыкальная академия. – 1997. – № 4.
51.    За лаштунками театру богині Кліо // Art Line. – 1997. – № 7–8.
52.    «Байройт–97» // Музика. – 1997. – № 6.
53.    Дело Мейербера с дистанции времени // Музыкальная академия. – 1998. – № 2.
54.    Паломничество в Байройт // Музыкальная академия. – 1998. – № 2 [за подписью М. Губаренко].
55.    Мусоргский и Флобер // Зелёная лампа. – 1998. – № 1.
56.    От народной песни до додекафонной техники // Зелёная лампа. – 1999. – № 1–2.
57.    Сны и сновидения в биографии и творчестве Рихарда Вагнера («Лоэнгрин» и «Парсифаль») // Зелёная лампа. – 1999. – № 3–4.
58.    Франц Лист и Александр Серов // Зелёная лампа. – 1999. – № 3–4.
59.    Слідами Мюнхенського фестивалю // Кіно. Театр. – 2001. – № 6 (38).
60.    «Кармен» повертається // Музика. – 2002 – № 3.
61.    Опера для всех // Музыкальная академия. – 2002. – № 4.
62.    Балет «Анна Каренина»: тридцать лет спустя // Музыкальная академия. – 2003. – № 3. – С. 117–120.
63.    Публика выбирает оперу. // Музыкальная академия. – 2005. – № 1.
64.    «Пора нам в оперу скорей…» // Музыкальная академия. – 2005. – № 4.
65.    Мюнхенский оперный фестиваль 2006. Конец главы // Музыкальная академия. – 2007. – № 1. – С. 150–154.
66.    Дмитро Шостакович у Києві // Музика. – 2007. – С. 26–27.
67.    Опера Вагнера в інтерпретації українських митців // Кіно. Театр. – 2006. – № 5. – С. 13–14.
68.    Дмитро Шостакович у Києві // Музика. – 2007. – С. 26–27.
69.    Вигадати велосипед / Авторська колонка Марини Черкашиної // Тиждень. – 2008. – № 6. – С. 73.
70.    Українська музика у сучасному медіа-просторі: фрагменти і коментарі // Музика. – 2008. – № 3, травень-червень. – С. 11–13.
71.    Мюнхенский фестиваль – 2007 // Музыкальная академия. – 2008. – № 2. – С. 28–37.
72.    Європейський оперний театр нового тисячоліття: шляхи оновлення // Часопис національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – 2008. – № 1. – С. 118–125.
73.    Структурний аналіз оперного твору (стаття перша) // Часопис національної музичної академії імені П. І. Чайковського. – 2009. – № 2 (3). – С. 58–67.
74.    Деякі тенденції розвитку сучасного оперного театру // Часопис національної музичної академії імені П. І. Чайковського. – 2009. – № 3 (4). – С. 17 22.
75.    Структурний аналіз оперного твору (стаття друга) // Часопис національної музичної академії імені П. І. Чайковського. – 2009. – № 4 (5). – С. 142–153.
76.    Сторінки європейського оперного літа // Український театр. – 2009. – № 2–4, листопад. – С. 44–47.
77.    Всегда тот же, всегда новый оперный Мюнхен // Музыкальная академия. – 2009. – № 2. – С. 133–140.
78.    Віталій Губаренко – ескізи до портрета // Музика. – 2009. – № 3, травень-червень. – С. 26–29.
79.    Валентина Чистякова у ролі Марії Лучицької (Вистава харківського державного драматичного театру імені Т. Г. Шевчен¬ка «Талан» М. Старицького) // Просценіум : театрознавчий журнал. – 2009. – № 1–2 (23–24). – С. 16–20.
80.    Известный неизвестный Россини // MUSICUS Вестник Санкт-Петербургской Государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. – 2009. – №6 (19), ноябрь-декабрь. – С. 47-52.
81.    Украинская музыка сегодня: фрагменты и комментарии // Музыкальная академия. – 2010. – № 4. – С. 136–139.
82.    «Нюрнберзькі майстерзінгери» Ріхарда Вагнера у сучасних режисерських інтерпретаціях / Часопис національної музичної академії ім. П. І. Чайковського, № 2 (7), 2010. – С. 25–35.
83.    Режисер-постановник і автор-інтерпретатор у сучасному балетному театрі // Часопис Національної музичної академії ім. П. І. Чайковського – 2010. – № 4 (9).– С. 17-23.
84.     «Итальянка в Алжире» Россини в Мюнхене  // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 3. – С. 13.
85.    Авторська режисура Піни Бауш // Український театр. – 2011. – №1-3 – С. 44-47.
86.    Киевский юбилей эстонского композитора // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 4. – С. 71.
87.    Оперный фестиваль в Мюнхене. Контрастные полюсы современной режиссуры // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 7. – С. 42-43.
88.    В горы Тироля – за высокой музыкой // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 9. – С.19-21.
89.    Оперний світ Дж. Россіні на сучасній сцені: від серйозного до комічного // Часопис Національної музичної академії ім. П. І. Чайковського – 2011. – № 3 (12).– С. 13-18.
90.    Балетная «шекспириана» в баварской опере // Танец в Украине и в мире. – 2011. – №2. – С.16-17.
91.    Оперне свято у Мінську // Музика. – 2012. – № 2. – С. 8-13
92.    Любовь за границами жизни и смерти // Музыкальная академия. – 2012 (1). – С. 41-46.
93.    Мистецтво, що викликає захоплення і дарує радість // Музика. – 2012. – № 5. – С. 24-29.
94.    Оперний Берлін через двадцять років // Часопис Національної музичної академії ім. П. І. Чайковського – 2012. – № 3 (16).– С. 17-22.
95.    Сторінки європейського оперного літа / Музика, 2013, № 6. – С34-39
96. Одеський оперний і його керманич / Музика, 2013, № 6. – С.62-65
97. Адамс, Беллини и Губаренко. Музыкальные сюжеты майського Парижа / Музыкальная жизнь, 2014, № 6. – С. 84-85
98. Оперне свято у Мінську / Музика, 2014, № 2. – С.46-49
99. Зимний оперный праздник в Минске  становится  традицией / Музыкальная академия, 2014, № 2. – С. 72-78
100. Відомий і невідомий Россіні на фестивалі у Пезаро /Музика, 2014, № 5,– С. 60-63
101. Об оперном форуме в Минске и не только / Музыкальная академия, 2015, № 2. – С. 99-105

.
СТАТТІ В ГАЗЕТАХ
1.    Сучасник в музиці молодих // Соціалістична Харківщина. – 1962. – 16 січня.
2.    Класична опера на сучасній сцені // Соціалістична Харківщина. – 1963. – 8 лютого.
3.    Нереалізовані можливості // Радянська культура. – 1963. – 8 серпня.
4.    В эфире – музыка // Красное знамя. – 1963. – 19 октября.
5.    Любимый балет // Красное знамя. – 1963. – 7 декабря.
6.    О музыкальном воспитании // Красное знамя. – 1964. – 5 января.
7.    Путёвка в искусство // Красное знамя. – 1964. – 23 июня.
8.    Радостные встречи // Красное знамя. – 1964. – 24 июня.
9.    Перший Всесоюзний // Радянська культура. – 1964. – 12 липня [у співавторстві з О. Гусаровою].
10.    Симфонические вечера // Красное знамя. – 1964. – 21 октября.
11.    Осінні мелодії // Ленінська зміна. – 1964. – 30 жовтня.
12.    Концерти видатного скрипаля // Соціалістична Харківщина. – 1965. – 15 січня.
13.    Поздоровляємо ювіляра // Соціалістична Харківщина. – 1966. – 14 січня.
14.    Як живеш, друже-пісне? // Соціалістична Харківщина. – 1966. – 14 жовтня.
15.    Профиль музыканта // Красное знамя. – 1966. – 27 декабря.
16.    Харьков – город фестиваля // Красное знамя. – 1967. – 10 марта.
17.    Они приедут в гости к нам // Красное знамя. – 1967. – 15 марта.
18.    Наши гости // Красное знамя. – 1967. – 18 марта.
19.    Після заключних акордів // Соціалістична Харківщина. – 1967. – 5 квітня.
20.    Український ювіляр // Соціалістична Харківщина. – 1967. – 12 липня.
21.    Концерты молодых музыкантов // Красное знамя. – 1965. – 22 мая.
22.    Так тримати, музиканти // Соціалістична Харківщина. – 1967. – 17 жовтня.
23.    Неоправдавшиеся обещания // Красное знамя. – 1967. – 23 ноября.
24.    Для найменших // Соціалістична Харківщина. – 1967. – 23 листопада.
25.    В общении с музыкой // Красное знамя. – 1968. – 27 марта.
26.    Зустріч з Родіоном Щедріним // Вечірній Харків. – 1969. – 17 жовтня.
27.    В программе – Брамс // Красное знамя. – 1972. – 17 февраля.
28.    Первое знакомство // Красное знамя. – 1972. – 19 октября.
29.    Год создания – 1923 // Красное знамя. – 1972. – 22 ноября.
30.    «Даиси» в Харькове // Красное знамя. – 1972. – 19 октября.
31.    В ритмах сучасності // Культура і життя. – 1976. – 23 березня.
32.    Ричард III. Размышление после премьеры // Красное знамя. – 1976. – 13 октября.
33.    Новое прочтение классики («Энеида» И. Котлярев¬ского на сцене Запорожского музыкально-драматического Театра имени Н. Щорса) // Красное знамя. – 1980. – 10 июня.
34.    Щаслива доля (творчий портрет віолончеліста в. о. професора ХІМ Авер’янова Г. Б.) // Вечірній Харків. – 1980. – 19 листопада.
35.    Музикант-педагог (до 50 річчя Г. Б. Авер’янова) // Культура і життя. – 1980. – 4 грудня.
36.    Композитор, фольклор, традиція // Культура і життя. – 1981. – 17 вересня [у співавторстві з К. Гайдамакою].
37.    Уроки на всю жизнь (За дирижёрским пультом – Вахтанг Жордания) // Красное знамя. – 1982. – 25 марта.
38.    С любовью к книге // Красное знамя. – 1982. – 1 июля.
39.    Славит великий дар жизни. Заметки музыковеда // Вечерняя Пермь. – 1984. – 28 апреля.
40.    Романтик думки // Культура і життя. – 1985. – 3 лютого.
41.    Виклик жорстокості і насильству // Вісті з України. – 1990. – 25 червня.
42.    Вагнеровское лето в Байройте // Зеркало недели. – 1997. – 6–12 сентября.
43.    Осенние мотивы // Зеркало недели. – 1997. – 15 ноября.
44.    Татьянин день // Зеркало недели. – 1998. – 24 января.
45.    Степан Турчак – in memoria // Зеркало недели. – 1998. – 21 февраля.
46.    О Пушкине, об учителе, о Боге // Зеркало недели. – 1998. – 18 апреля.
47.    Харьковские элегии Бориса Чичибабина // Зеркало недели. – 1998. – 6 июня.
48.    Реквием этерна // Зеркало недели. – 1998. – 22 августа.
49.    Мусикия под солнцем Эллады // Зеркало недели. – 1998. – 19 декабря.
50.    Памяти Альфреда Шнитке // Зеркало недели. – 1999. – 23 января.
51.    Птицы умирают в полёте // Зеркало недели. – 1999. – 27 февраля.
52.    Ромео и Джульетта на свидании с Пушкиным // Зеркало недели. – 1999. – 27 февраля [за подписью Мария Пальчевская].
53.    Театр, запрятанный в архивах // Зеркало недели. – 1999. – 3 апреля.
54.    Город Моцарта и весны // Зеркало недели. – 1999. – 5 июня.
55.    Парадоксы прижизненной славы и посмертной судьбы // Зеркало недели. – 1999. – 4 сентября.
56.    Память любит ловить во тьме // Зеркало недели. – 1999. – 25 сентября.
57.    Дом моего детства // Зеркало недели. – 1999. – 8 октября.
58.    Музыкальная постлюдия уходящего века // Зеркало недели. – 1999. – 30 октября.
59.    Жизнь – как на ладошке, в радости и печали // Зеркало недели. – 1999. – 20 ноября.
60.    Лёд тронулся, господа // Зеркало недели. – 1999. – 27 ноября.
61.    Фридрих Ницше – философ и музыкант // Зеркало недели. – 1999. – 18 декабря.
62.    Ныне отпущаеши… // Зеркало недели. – 1999. – 18 декабря [за подписью Марина Губарненко].
63.    «Зигфрид-идиллия» на американский лад // Зеркало недели. – 1999. – 25 декабря.
64.    Театральные чудеса в канун третьего тысячелетия // Зеркало недели. – 1999. – 31 декабря.
65.    Грипп искусству не помеха // Зеркало недели. – 2000. – 5 февраля.
66.    Симфония жизни и смерти Оксаны Петрусенко // Зеркало недели. – 2000. – 26 февраля.
67.    Прогулки по Италии и оперные грёзы маэстро Стадлера // Зеркало недели. – 2000. – 4 марта.
68.    Призрак, бредущий в Европу. Украинская музыкальная культура в европейском контексте – фантом или реальность? // Зеркало недели. – 2000. – 25 марта.
69.    Победы и дерзания дирижёра // Зеркало недели. – 2000. – 6 мая.
70.    Украинская опера как экзотика для иностранцев. На каком языке должны исполняться произведения на национальной сцене? // День. – 2000. – 11 мая.
71.    Оперные бдения музыковедов в окрестностях Киева // Зеркало недели. – 2000. – 27 мая.
72.    Пять пудов любви и немного коммерции. «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно на сцене Национальной оперы Украины // Зеркало недели. – 2000. – 10 июня.
73.    Звёздные вечера Мариинки // Зеркало недели. – 2000. – 8 июля.
74.    Магия белых ночей // Зеркало недели. – 2000. – 15 июля.
75.    На родине дедушки Ленина // Зеркало недели. – 2000. – 2 сентября.
76.    Неотразимое обаяние Церлины // Зеркало недели. – 2000. – 28 октября.
77.    Он был прав, этот Генрих IV – Париж стоит мессы // Зеркало недели. – 2000. – 3 декабря.
78.    Покоряющая красота совершенных форм // Зеркало недели. – 2000. – 9 декабря.
79.    «Пиковая дама» – путешествие во времени // Зеркало недели. – 2000. – 30 декабря.
80.    Контрасти Львівської осені // Дзеркало тижня. – 2000. – 21 жовтня.
81.    Песенный язык народа // Зеркало недели. – 2001. – 13 января.
82.    Сад музыкальных грёз Кароля Шимановского // Зеркало недели. – 2001. – 27 января.
83.    Верди-флотилия на берегах Днепра // Зеркало недели. – 2001. – 3 февраля.
84.    Метаморфозы петербургского балета // Зеркало недели. – 2001. – 24 февраля.
85.    В поисках отвергнутого смысла // Зеркало недели. – 2002. – 16 марта.
86.    Звуки космоса на крыльях тишины // Зеркало недели. – 2002. – 23 марта.
87.    Оперное лето в Баварии // Зеркало недели. – 2002. – 17 августа.
88.    Страсти по Рихарду Вагнеру продолжаются // Зеркало недели. – 2002. – 31 августа.
89.    Они были первыми // Зеркало недели. – 2002. – 12 октября [за подписью Ирина Арнаутова].
90.    Музыкальные приношения Родиона Щедрина // Зеркало недели. – 2002. – 21 декабря.
91.    Творчество на вывоз Национальной оперы Украины // Зеркало недели. – 2003. – 1 марта.
92.    Большой театр решается на эксперимент // Зеркало недели. – 2003. – 27 мая [за подписью Ирина Арнаутова].
93.    На родине девяти муз // Зеркало недели. – 2003. – 12 июля [за подписью Ирина Арнаутова].
94.    Пять вечеров и 350 лет Мюнхенской оперы // Зеркало недели. – 2003. – 9 августа.
95.    Вагнер в Мюнхене и Байройте // Зеркало недели. – 2003. – 16 августа [за подписью Ирина Арнаутова].
96.    Браво, маэстро, браво, музыканты // Зеркало недели. – 2003. – 25 октября.
97.    «Катерина Измайлова» возвращается – ремейк, реанимация, постлюдия? // Зеркало недели. – 2004. – 28 февраля.
98.    Оперные мифы, которые пересказывает театр // Зеркало недели. – 2004. – 14 августа.
99.    Свита играет короля, публика выбирает оперу // Зеркало недели. – 2004. – 28 августа.
100.    О магии голоса – языком пластики // Зеркало недели. – 2005. – 19 марта.
101.    Какой лидер нужен оперному театру? // Зеркало недели. – 2005. – 11 июня.
102.    Пора нам в оперу скорей // Зеркало недели. – 2005. – 13 августа.
103.    Пора нам в оперу скорей // Российская музыкальная газета. – 2005. – № 9.
104.    «Ми – березильцы». Исполнилось 100 лет со дня рождения известного театрального режиссёра и педагога Романа Алексеевича Черкашина // День. – 2006. – 29 марта.
105.    Возвращение Дискурс нової музики у Львові // Дзеркало тижня. – 2001. – 8 березня.
106.    Європейське турне Львівського «Набукко» // Дзеркало тижня. – 2001. – 17 березня.
107.    «Звёздный» проект в стиле праздничного шоу // Зеркало недели. – 2001. – 17 марта.
108.    Харьковские премьеры Виталия Губаренко // Зеркало недели. – 2001. – 31 марта.
109.    Влюбись в три апельсина // Зеркало недели. – 2001. – 28 апреля.
110.    Оперна столиця Галичини – рух у часі // Дзеркало тижня. – 2001. – 19 травня.
111.    Династический дебют в стенах национальной оперы // Зеркало недели. – 2001. – 26 мая.
112.    Обольстительный голос гитары // Зеркало недели. – 2001. – 9 июня.
113.    Музична версія «Слова»… // Дзеркало тижня. – 2001. – 7 липня.
114.    Дорога длиною в судьбу // Зеркало недели. – 2001. – 14 июля.
115.    Homo symbolico в мире театральных фантазий // Зеркало недели. – 2001. – 28 июля.
116.    Оперный Мюнхен вчера, сегодня, завтра // Зеркало недели. – 2001. – 14 августа.
117.    Опера для всех и для гурманов // Зеркало недели. – 2001. – 23 августа.
118.    Осенний марафон «Киев-Музик-Феста» // Зеркало недели. – 2001. – 29 сентября.
119.    Метаморфозы красоты в мире пластических образов Михаила Фокина // Зеркало недели. – 2001. – 1 декабря.
120.    Семь вечеров в Баварской опере // Большой театр. – 2001. – № 5. – Сентябрь.
121.    Маршруты странствующих музыкантов // Зеркало недели. – 2001. – 8 декабря.
122.    Оперний «Мойсей» у святковому просторі // Дзеркало тижня. – 2001. – 15 грудня.
123.    Новая «Кармен» – без сюрпризов и неожиданностей? // Зеркало недели. – 2002. – 12 января.
124.    Империя оперы в зеркале критики // Зеркало недели. – 2002. – 26 января.
125.    Земные странствования инопланетянина Арнольда Шёнберга // Зеркало недели. – 2002. – 16 февраля.
126.     «Тристана и Изольды». Новая премьера мариинцев – ещё один триумф маэстро Гергиева // День. – 2006. – 29 апреля.
127.    В поисках «Нюрнберга». В Будапеште звание мастера получили наши соотечественники // День. – 2006. – 3 июня.
128.    Праздник оперы с ностальгической нотой. В Мюнхене прошел музыкальный летний фестиваль // День. – 2006. – 9 августа.
129.    Мюнхенский оперный. 2006 // Мариинский театр. – 2006. – № 5–6. – С. 6.
130.    Обновление… Опыт постановок современной хореографии на сцене Национального театра в Белграде // День. – 2007. – 1 марта. – С. 7.
131.    Оперне літо в Мюнхені – час змін // День. – 2007. – 8 серпня. – С. 7.
132.    Любов і режисери // День. – 2007. – 9 серпня. – С. 7.
133.    Последняя любовь мастера. Дмитрий Шостакович глазами его жены // День. – 2006. – 20 декабря.
134.    Последний герой истории без героев. В городе великих музыкантов // День. – 2007. – 7 декабря. – С. 18.
135.    Триликий Олександр Білозуб // День. – 2008. – 18 січ¬ня. – С. 18.
136.    Олімп Мирослава Скорика // День. – 2008. – 13 лютого.
137.    Мучениця нашого часу. Роздуми про сучасну українську оперу // День. – 2008. – 23 лютого. – С. 7.
138.    Мюнхенський марафон // День. – 2008. – 8 августа. – № 140. – С. 19.
139.    Для чого люди ходять в оперу? // День. – 2008. – № 145. – 15 августа. – С. 19.
140.    Солнце, море и музыка. Путешествие на родину маэстро Джоаккино Россини // День. – 2008. – № 163. – 12 сентября. – С. 19.
141.    Заново открываем забытое. «Новая» классика, показанная на «Россини-опера-фест» (Италия) // День. – 2008. – № 175. – 1 октября. – С. 7.
142.    Вагнер contra Верди. Размышления, навеянные Международным конгрессом в Дрездене // День. – 2009. – № 87. – 27 мая. – С. 7.
143.    Оперне літо у Баварії. Деякі враження від вистав Мюнхенського фестивалю // День. – 2009. – 29 серпня. – С. 6.
144.    Известный-неизвестный Россини // День. – 2009. – 4 сентября. – С. 7.
145.    Нелицемірний суд історії. Українсько-угорський діалог на сцені в Дебрецені //  День. – 2010. – 26 травня. – С. 7.
146.     Вначале была музыка. Мюнхенский оперный фестиваль на перепутье //  День. – 2010. – 22 июля. – С. 7.
147.     Оперный Мюнхен в движении и поиске. Капризы фестивальной погод // День  – 2010.– 28 июля. – С.7.
148.     Магия звезд бельканто. Фестиваль в Пезаро заново раскрыл публике секреты искусства Россини // День. – 2010. – 1 сентября. – С.7.
149.     Мандрівка в казку. «Попелюшка» на оперному фестивалі Россіні в Пезаро // День. – 2010. – 26 травня. – С. 7.
150.     Владимир Сиренко…«без бабочки» // День. –  2010. – 12-13 ноября. – С. 15.
151.    Триумф! После четырехлетнего перерыва знаменитый дирижер Валерий Гергиев выступил в Киеве // День. – 2010. – 14 декабря. – С. 1,8.
152.    Гумор і… патріотизм. Опера, що зробила Россіні знаменитим, майже через два столітті так само потрібна глядачам. Цього разу – у Мюнхені // День. – 2011. – 9 лютого. – С. 7.
153.    Киевские солисты: перезагрузка. Мысли, навеянные музыкой Стравинского // День. – 2011. – 22 февраля. – С. 2.
154.    Нежность… Украинская моноопера Виталия Губаренко обрела новые «одежды» в… Москве // День. – 2011. – 23 марта. – С. 7.
155.    Гранд-концерт Арво Пярта. В национальной филармонии отметили юбилей великого эстонского композитора // День. – 2011. – 29 марта. – С. 1,8.
156.    «Бестиарий»: больше, чем премьера. На Слобожанщине возродилась лаборатория современной оперы // День. – 2011. – 11 мая – С. 7.
157.    В компании «домашних богов. Одна из достопримечательностей, Мюнхен славится летним оперным фестивалем // День. – 2011. – 15-16 июля. – С. 16.
158.    Баварские этюды. Спектакль «Фиделио» стал открытием Мюнхенского оперного фестиваля и явился примером того, как классику можно сделать актуальной // День. – 2011. – 27 июля. – С. 7.
159.    Фестиваль для элиты – искусство для всех! Зальцбургский летний форум – самый масштабный и престижный европейский праздник серьезного искусства // День. – 2011. – 31 августа. – С. 7.
160.    Концертмейстер вышла из тени кулис. (Солисты национальной оперы пели для Галины Дуденковой) // День. – 2012. – 8 февраля. – С. 7.
161.    Угадать природу таланта // День. – 2012. – 1 марта.  – С. 7
162.    Четыре вечера с Вагнером. Несколько соображений по поводу европейского фестивального лета // День. – 2012. – 26 июля.  – С. 11.
163.    Остерігайтеся виходити заміж за Летючих Голландців (Донбас Опера переозброюється за європейськими зразками) // День. – 2012. – 21 грудня. – С. 22
164.    Шлях у безсмертя // День. – 2013. – 19 лютого. – С. 11
165.    Адмірал музики (Учора, 28 лютого (у день народження маестро), в Національній філармонії відбувся святковий концерт, присвячений пам’яті диригента Стефана Турчака) // День. – 2013. – 1-2 березня. – С. 22.
166.    Ріхард Вагнер та його музи // День. – 2013. –  22 травня. – С. 22.
167. Новый формат Одесской оперы ( в Южной Пальмире с успехом прошел ІІ Международный фестиваль искусств) // День. – 2013 14-15 июня. – С. 22.
168. Кінець розділу // День. – 2013. – 23 липня.
169. Верді forever! // День. – 2013. – 31 липня.
170. Місто, у якому не буває канікул (Чим запам’ятається меломаном літній музично-театральний сезон Зальцбурга) // День. – 2013. – 5 вересня.
171. Народжений під сонцем Італії //День. – 2013. – 27-28 вересня. – С. 14.
172. Українські музичні сезони в Парижі // День. – 2014. – 5 травня. – С.17
173. Конфлікти сучасного світу у дзеркалі оперної классики. Кілька вражень від  фести- валю Россіні у Пезаро // День. – 2014. – 10 вересня.
174. «Рыцарь свободы» или «наказанный развратник»? (На «Свидание с Дон Жуаном» пригласил меломанов дирижер Николай Дядюра) // День. – 2015. – 5 марта
175. Пророцтва музичного генія (Знаний маестро Федір Глущенко по-новому «прочитав» твори Дмитра Шостаковича) // День. – 2015. – 12 травня
176. Моцарт як випробування (У Львівській опері з успіхом відбулася прем’єра «Дон Жуана») // День. – 2015. – 9 червня
177. «Кармен» із... Південної Пальміри. У репертуарі Оперного театру з’явилася вистава, яка дарує надію // День. – 2015. – 1 липня
178. Високе мистецтво робимо разом. Чим вразив цьогорічний Мюнхенський оперний фестиваль? // День. – 2015. – 12 серпня
179. Космічний міф Вагнера. «Перстень нібелунга» на оперному фестивалі в Ерлі // День.– 2015. – 2 вересня
180. Що сьогодні слухають в Одесі. Про масштабні плани оперного театру розповів «Дню» його музичний керівник Олександру Самоїле// День.– 2015. – 7 жовтня
181. Українським музикантам аплодує Мінськ. У столиці Білорусі вшосте відбувся щорічний Різдвяний оперний форум// День.– 2015. – 23 грудня
182. Новий формат Різдвяного фестивалю. Фінальний акорд в Одеській опері — Симфонія №9 Бетховена — пролунав на Щедрий вечір // День.– 2016. – 14 січня
183. У пошуках актуальності. Чим дивував меломанів Мюнхенський оперний фестиваль-2016? // День.– 2016. – 1 серпня
184. Феєрична класика. Вдруге в Одесі відбувається «Оксамитовий сезон»
2016 // День.– 2016. – 22 вересня