Марина Романовна Черкашина-Губаренко

Биография

marina-gubarenko

ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО Марина Романовна (22.06.1938, Харь­ков) музыковед, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Академии искусств Украины, член Союза композиторов Украины и Союза театральных деятелей. В 1962 году закончила музыковедческий факультет Харьковской государственной консерватории (позднее – Институт искусств им. И. Котлярев­ско­го, теперь Университет искусств), а в 1970 году – аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 1962 по 1984 год работала в Харьковском институте искусств им. И. Котляревского преподавателем, старшим преподавателем, до­цен­том кафедры истории музыки, заведующей кафедрой истории му­зыки. С 1985 года живет в Киеве, работает в Киевской консерватории (теперь Национальная музыкальная академия Украины им. П. Чайковского) заведующей кафедрой истории зарубежной музыки. В 1972 году защитила в Москве кандидатскую диссертацию «Современная музыкально-психологическая драма  (некоторые тенденции развития жанра)». В 1983 в Киеве защитила докторскую диссертацию «Историческая опера первой половины ХIХ столетия. Проблемы интерпретации истории, судьбы жанра». Постоянно выступает на Международных научных конференциях, среди которых конференция, посвященная 150-летию со дня рождения М.П.Мусоргского (Великие Луки, 1989), конференция к 150-летию со дня рождения П.И.Чайковского (Воткинск, 1990), симпозиум в г. Кёльне, Германия, “Сергей Прокофъев – аспекты творчества” (1991), симпозиум “Джакомо Мейербер. К 200-летию со дня рождения (Институт музыкального театра при Байройтском университете, Германия, 1991), конференция в Санкт-Петербурге “Рихард Вагнер и ХХ столетие” (1993), музыковедческий симпозиум “Художественная песня народов Европы” (Краков, 1994), конференция памяти Александра Викторовича Михайлова “Слово и музыка в опере” (Москва, 1996),  конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Франца Шуберта (Москва, 1997), симпозиум “Французская опера-комик и ее распространение в Европе Х1Х столетия” (Прага, 1999), коллоквиум, посвященный 200-летию со  дня рождения Фроменталя Галеви (Париж, 2000), VII научная сессия “Musica Galiciana” (Ряшев, 2001), симпозиум “Pieśń polska rekonesans” (Краков, 2001), научный симпозиум “Опера “Руслан и Людмила” М.И.Глинки: изучение, издание, исполнение” (Москва, 2003), международная научная конференция «М.И.Глинка. Музыка истории» (Санкт-Петербург, 2004), международная конференция «Music at the Acropolis. Music Education in traditional and contemporary contexts» (Афины, 2004), международная конференция «Bedřich Smetana’s image in the changes of time» (Прага, 2004), международная конференция „Стравинський и Украина”, Луцк, 2007), международная конференция “Rezeption der Wiener schule im östlichen Europa/ Teil 2. (Leipzig. 2007).

Совместно с проф. Е.С.Зинькевич является автором проектов международной конференции Ворзельские чтения “Музыкально-исторические концепции прошлого и современности” (1995), международных конференций “Музыка и Библия” (Киев, 1998), “Четыре столетия оперы” (Киев, 2000), “Музыка в пространстве культуры” (Ворзель, 2003), а также автор проекта Международной конференции “Гектор Берлиоз и мировая культура” (Киев, 2003). Основатель и председатель Киевского Вагнеровского общества (действует с 1996 года). Как корреспондент журнала “Музыкальная академия”, газет “Зеркало недели” и «День» посещала оперные фестивали в Байройте (1997, 2002, 2003) и Мюнхене (2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007). Является автором  либретто произведений композитора В. Губаренко: оперы-балета “Вий” (в соавторстве с Л. Михайловым, 1980), опер “Сват поневоле” (1984), “Альпийская баллада” (1985), “Одиночество” (1992) “Монологи Джульетты” (1998), оперы-оратории “Згадайте, братия моя” (1990). Автор монографий: Опе­ра ХХ століття: На­ри­си. – Київ, 1981. – 208 с.; Але­к­сандр Ни­ко­ла­е­вич Се­ров. – Москва, 1985. – 162 с.; Ис­то­ри­че­с­кая опе­ра эпо­хи ро­ма­н­ти­з­ма. – Київ, 1986. – 182 с.; Ис­то­рия опе­ри: За­хі­д­на Єв­ро­па ХУ11–­ХІХ століття: На­вча­ль­ний по­сі­б­ник /За ред. М. Р. Черкашиної. – Київ, 1998. – 384 с. [В соавторстве с И. Л. Ивановой и Г. В. Куколь]; Тво­р­чі де­бю­ти Жан­ни Ко­ло­дуб. – Київ, 1999. – 24 с. Статьи, очерки, рецензии 1990-х годов опубликованы в двух томах авторского сборника: Музыка и театр на перекрестке эпох: Сборник статей: В 2 т. – Київ, 2002 – Т. 1. – 184 с.; Т. 2. – 208 с.